О религии:
07.02.01 (Из ответа Полу) Вообще-то я человек терпимый. Да, я не большой поклонник христианства, и здесь могут высказываться достаточно резкие суждения в адрес этой религии (ибо есть за что, как и в адрес любой другой), но никто и никогда здесь, в этой гостевой, не призывал сажать христиан на кол. Ты -- дважды -- заявил, что на кол надо сажать иудеев и мусульман. Читать это -- омерзительно и отвратительно. И после такого ты еще рассуждаешь о добре и свете? Я был о тебе лучшего мнения, дорогой. И если ты считаешь, что для пропаганды "Света" нужен ГПГ, донельзя положительный, косящий легонами мерзких-премерзкиз Темных, то не понимаю твоего беспокойства -- такого добра написано пруд пруди. И как тогда я должен пересматривать свое отношение к жизни? Непонятно мне. Что же касается крантов после смерти -- извини, не верю. Нет никаких объективных научных данных, кроме книг, непонятно при каких обстоятельствах и кем объявленных "боговдохновенными".
03.02.01 ...я не христианин, и библия для меня не авторитет. Есть библейские сказания, есть насквозь католический "Властенин колец", ну, а у меня свое видение. Кто хочет -- пусть верит в страшные суды и так далее. Но пусть не мешает другим верить в другое. Потому что одна вера другой ничуть не лучше.
...Как я уже сказал, христианские сказания меня не слмишом занимают. Свои взгляды на это я изложил в "Хранителе Мечей", и не считаю нужным писать что-то "на библейские темы". Мне это попросту неинтересно...
31.01.01 (Из ответа Полу) ...ты говоришь о Тьме как о дьяволе христианской веры. Я, честно говоря, не люблю таких построений. Тьма хочет всех нас уничтожить? -- кто тебе такое сказал? :)
02.09.00 (Из ответа Арту Верещагину) Насчет того, кто является творцом нашего мира -- во всяком случае, современные теории Большого Взрыва, возникновения жизни и эволюции, увы, требуют кардинального пересмотра церковных догматов... А вот догматы пересмотреть физику заставить никак не могут.
28.08.00 ...утверждение, что творцом нашего мира является Бог, для меня не истинно. Ибо недоказуемо. А последующие деяния этого сверсущества, если оно бы только существовало, заставляют сильно усомниться в его моральном праве кому-то что-то указывать. И если кто-то, боясь неизбежного конца, утещает себя сказочками о "загробной жизни" -- пусть их. Слабым нужен костыль. Сильный смотрит смерти в лицо.
01.04.00 ...НИЧЕГО общего нету у моих героев с сатанизмом или его идеями. Нет и никогда не было. Не устану повторять.
31.03.00 есть период в истории РПЦ, когда я с ней почти смиряюсь и даже отдаю дань уважения -- перид Святой Руси, период Куликова Поля. Так вот, у меня есть ощущения, что, когда люди стояли в церкви, они были равны богу, они были просто словно два путника, встретившиеся на дороге. А на дороге, ведь, как известно, встречаются именно _стоя_... ;)
...насчет сатанизма. Я сталкивался
с этим явлением. И могу сказать, что
практическое его воплощение
вызвало у меня глубочайшее
отвращение. Высокие слова о свободе
оборачивались примитивным,
зоологическим "падающего
толкни", "стариков под нож"
(будто сами стариками не будем),
проповедью социального дарвинизма
и "права сильного" в настолько
извращенном виде, что прекрасные
слова Власова "Справедливость
СИлы" не имеют к этому уже
никакого отношения. Богоборческая
традиция, впитавшая гении таких
титанов, как Мильтов, Шелли,
Спиноза, Блейк, Байрон, Китс --
оборачивается примитивнейшим
разнузданным зверством. Увы и ах.
Так что давай насчет сатанизма
замнем. В су.перумов эта тема вообще
объявлена вечным оффтопиком.
Антисемитом и фашистом я уже был, не
хватало теперь еще чтобы в
сатанисты записали... ;)
28.03.00 По поводу христианства: я считаю это великим бедствием, потому что под корень была уничтожена оригинальная и самобытная славянская культура. Русский народ переварил заморскую отраву, он сумел создать из веры рабов то знама Спаса-Ярое Око, что вывело нацию на Куликовское поле, но сколько же было потрачено зря сил и пролито крови!...
05.02.00 Я с симпатией отношусь к языческим системам, но разве я сказал, что разделяю эти же взгляды, отправляю обряды и т.п.? вера без поступков мертва, как известно.
29.01.00 Я НЕ язычник. Я был, есть и останусь убежденным АТЕИСТОМ. И в книгах мне как раз и было интересно исследовать как Вера в чистое и святое начало преображается в то, что мы видим на самом деле. Да, отец Этлау у меня искренне верит. Но это потому, что мне так интереснее. Описывать лицемеров и рясах -- это множество раз делали до меня, начиная с Тартюфа. ;)
19.01.00 В Бога я не верю. Я убежденный атеист. Бога, допустившего все то, что случилось на земле, просто не может быть.
08.07.99 ...я атеист. Не сатанист, не язычник (хотя славянским язычеством занимаюсь давно и всерьез) -- а именно атеист. Окружающая нас среда -- для меня -- лишена божественной силы. Может быть, все дело в том, что мы живем в Закрытом Мире, наподобие Эвиала?..
25.01.99 К религиям у меня отношение сложное. В истории человечества вера сыгала роль настолько разноречивую, что не найдется ни одного хоть сколько-нибудь ответственного историка, который рискнул бы дать однозначную оценку. На разных исторических этапах религия выступала и как инструмент власти "набольших" (хазарская "химера", блестяще описанная Гумилевым), и как инструмент нравственного обновления общества (Реформация)... поэтому у меня в фэнтэзийных мирах религии как таковой в общем-то нет, а если она присутствует (Церковь в АМДМ), то не играет существенной роли в сюжете. Однако в "Рождении мага" я впрямую столкнул героя, Фесса, с Церковью Спасителя. Однако и здесь постарался избегнуть однозначных оценок.
11.01.99 ...мое отрицательно отношение
к христианству связано с
неприемлимыми для меня
идеологическими положениями
данного вероучения. Обращение
"раб божий" меня глубоко
оскорбляет.
08.05.98 ...Да, христианство не люблю...
но при этом признаю положительную
роль Православия в цементировании
Русского государства.
07.05.98 ...о Вашем вопросе по поводу моего отношения к христианству. Я действительно не являюсь адептом христианской веры, больше склонен к стихийному пантеизму Шелли, моего любимого поэта из английских романтиков. Жесткая система унитарного божества приводит к мировоззренческому ступору: недаром богословы так и не смогли объяснить, почему Господь, который благ, терпит Дьявола, и дает ему творить зло? Поэтому у меня в книгах Единый Бог, как правило -- носитель негативных тенденций. Понимаю, что могу задеть чьи-то чувства, и заранее приношу свои извинения -- но, хвала Хедину, у нас все-таки свободная страна. ;-)